Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Армении И.К.Волынкина

27 ноября 2017 | Интервью Посла | Цитата
 

1. Г-н Посол, в этом году Армения и Россия отметили 25-летие установления дипломатических отношений. Как Вы оцениваете достижения сотрудничества двух стран за прошедшие четверть века, и по каким новым направлениям они могут наладить взаимодействие?

Отношения между Россией и Арменией за прошедшие четверть века развивались на основе исторических традиций дружбы и взаимодействия, и общими усилиями они выведены на уровень союзнического взаимодействия. Россия и Армения являются активными участниками евразийских интеграционных процессов, вносят солидный вклад в упрочение взаимодействия по линии ОДКБ. Правовой основой российско-армянских отношений принято считать «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» от 29 августа 1997 г. При этом следующим поворотным моментом армяно-российских связей можно выделить 4 сентября 2013 г., когда руководство Армении приняло решение о присоединении к ЕАЭС с вступлением республики в данное интеграционное объединение в январе 2015 г. С членством Армении в ЕАЭС двустороннее взаимодействие получило свежий приток сил, наметились альтернативные вехи сотрудничества. Российский министр иностранных дел С.В.Лавров в 2016 г. дал такое определение нашим отношениям: «Армения – ключевой партнер Российской Федерации на пространстве СНГ».

 Считаем, что потенциал союзнического взаимодействия с Арменией весьма велик, он имеет большие перспективы расширения и углубления в таких областях, как энергетика, исследования космоса, сельское хозяйство, туризм и т.д. Но всего этого, на мой взгляд, мало. Армения в перспективе должна занять достойное место на рынке России и стран ЕАЭС по экспорту высокотехнологичной продукции – то место, которое она когда-то занимала во времена СССР. Поэтому сейчас мы должны делать акцент на развитие именно тех отраслей, которые могут раскрыть весь человеческий, научно-технический, интеллектуальный потенциал Армении. Речь идет и об информационно-коммуникационных технологиях, и об ИТ-сфере, и о научных исследованиях, и медицине. Важно, чтобы специалисты в этих областях не покидали страну, а, наоборот, приезжали сюда работать.

2. В ноябре на саммите Восточного партнерства ЕС планируется подписание Арменией рамочного соглашения с Европейским Союзом. Как союзник Армении – Россия относится к подписанию данного соглашения, может ли это соглашение создать какие-то препятствия в отношениях с партнерами по ЕАЭС?

Надо исходить из того, что Армения – суверенная страна, и она имеет право участвовать в любых договорах и объединениях, которые не противоречат ранее взятым на нее обязательствам. При этом Европейский Союз не в состоянии заменить Россию в обеспечении гарантий безопасности для Армении. ЕС сам зависит от НАТО в этом плане. Планируемое к подписанию Соглашение о всеобъемлющем и углубленном партнерстве (СВУП) между Евросоюзом и Арменией не содержит дополнительных, кроме существующих, обязательств ЕС по предоставлению Армении каких-либо экономических и торговых преференций, потому что на данный момент имеется режим наибольшего благоприятствования в торговле ЕС-РА и действует система преференций GSP+.

В тексте Соглашения с ЕС указывается, что его статьи не противоречат обязательствам, взятым Арменией перед другими организациями, включая ЕАЭС.

3. Много говорится о том, что Армения может стать мостом между Европейским Союзом и Евразийским экономическим союзом. Возможен ли подобный формат сотрудничества, и если да, то какие шаги необходимо предпринять в этом направлении?

Армения, бесспорно, обладает уникальным геополитическим положением, находясь на перекрестке путей между Востоком и Западом. Поэтому понятен настрой на то, чтобы, с одной стороны, выстраивать союзнические отношения с Россией, а с другой – развивать партнерские отношения с другими странами и международными организациями. Это касается и отношений между ЕАЭС, членом которого является Армения, и Евросоюзом, соглашение с которым она подписывает. В этом плане у нас есть надежды, что формула «и – и» сможет заменить прежний подход Запада «или – или». К сожалению, до последнего времени политика Брюсселя показывала, что на нормальное и взаимовыгодное партнерство Востока и Запада он не согласен. Судьба Украины, также пытавшейся соединить в себе два этих вектора, наглядно продемонстрировала это.

Остается надеяться, что такой подход руководства ЕС изменится, и Армения сможет стать тем самым «мостом сотрудничества» между ЕС и ЕАЭС, между Западом и Востоком, о котором так много говорят.

4. Может ли возникшая напряженность между Казахстаном и Киргизией сказаться на дальнейшей деятельности ЕАЭС?

  Уверен, что в скором времени оба государства придут к новому конструктивному формату отношений – более прагматичному и поставленному на правовую основу. Процесс выстраивания отношений в рамках новой организации, а Евразийскому экономическому союзу пока менее 3 лет, – всегда непростое дело. Такие отношения, к сожалению, нередки не только между указанными государствами, но и на всем постсоветском пространстве, так как конкуренция на рынках способствует возникновению конфликтных ситуаций. Аналогичные примеры можно увидеть в отношениях между Россией и Беларусью, однако экономические разногласия не мешают нам оставаться добрыми соседями. Такие споры не должны приводить к политическим размолвкам. За ЕАЭС можно не волноваться.

5. В октябре стало известно о предоставлении Россией второго оружейного кредита Армении. Каковы предпосылки данного решения, является ли это попыткой восстановить нарушенный в регионе баланс или есть иные мотивации?

Данное вооружение, поставленное российской стороной, носит оборонительный характер, и я бы не стал говорить о том, что оно преследует цель нарушить баланс сил в регионе или предоставить кому-то преимущество. Соглашение о предоставление кредита исходит из логики координации наших действий в рамках ОДКБ и нацелено на укрепление дружественных отношений между странами.

6. Какова цель политики России на Кавказе на стыке геополитических интересов других игроков?

Для России Кавказ является регионом жизненно важных интересов. Южный Кавказ представляет для нашей страны важность в плане сохранения стабильности на Северном Кавказе, поэтому для России дестабилизация обстановки в этом регионе недопустима. Как я уже упоминал, Южный Кавказ – это «мост» между Западом и Востоком, это то место, где переплетаются геополитические интересы России, Китая, США, ЕС и НАТО. Поэтому стабильный, процветающий и дружественный нам Южный Кавказ – наиглавнейший геополитический интерес России.

7. В Армению доставлен первый из двух турбогенераторов для АЭС, изготовленных на российском предприятии. Между тем, Азербайджан и Турция по-прежнему на всех площадках заявляют об опасном характере станции. Как Вы полагаете, могут ли усилия Анкары и Баку увенчаться успехом, и работа станции будет приостановлена, особенно с учетом того, что пункт о необходимости закрытия станции есть и в новом рамочном соглашении Армения-ЕС?

Хочу особо отметить, что вопросы энергетической безопасности всегда стояли особняком в системе национальной безопасности Армении. Блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции отразилась на энергетическом секторе республики, снизив ее возможности импортировать и экспортировать, соответственно, энергоресурсы и электроэнергию. В этих условиях Армения нашла выход в перезапуске Мецаморской АЭС с помощью и с активным участием России. Атомная станция дает возможность Армении быть самодостаточной в плане энергетики, а также диверсифицировать энергопроизводство республики и в полной мере обеспечить собственные потребности в энергии. Поэтому решение Армении присоединиться к ЕАЭС было продиктовано также и энергетическими реалиями, так как это был доступ к новым рынкам, технологиям и инвестициям. Это еще и возможность к более глубокой интеграции и взаимовыгодному сотрудничеству с Россией и с другими странами-членами Союза, возможность восстановить потерянные связи и сотрудничество с республиками, с которыми был огромный опыт сотрудничества в энергетической сфере.

Еще следует принять во внимание, что атомная энергетика является одним из самых чистых и безопасных видов производства электричества при правильной эксплуатации. Армянская АЭС еще имеет, как минимум, десятилетний резерв эксплуатации, и Россия обязалась провести модернизацию атомной инфраструктуры Армении. Что касается Соглашения с ЕС, то оно подразумевает закрытие электростанции после выработки всех эксплуатационных норм в соответствии с законодательством Евросоюза. После этого не стоит вопрос, отказываться ли от атомной энергетики вообще. Самое главное для России – продолжить сотрудничать с Арменией в сфере атомной энергетики. Технологии развиваются очень быстро, так что, кто знает, может быть к этому времени в Армении будет применяться термоядерный синтез.



Главная
Youtube
Facebook
Flickr
Twitter
Контакты
Россия
Президент россии
Правительство РФ
Мид РФ
МГИМО
евразийская экономическая комиссия
Международная жизнь
О постановке на миграционный учёт
Инвестиционный портал РФ
Белая книга
разяснение закона о двойном гражданстве
12-я Международная выставка и конференция по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
EXPO-RUSSIA ARMENIA 2016 plus IRAN
Российский центр науки и культуры в Ереване
Футбол FIFA 2017-2018
Русфонд
EXPO2025
РАУ
  • Региональное общественное движение содействия развитию русско-армянских отношений
  • Евразийская информационная лига
  • Фонд Развития Евразийского Сотрудничества
  • Независимая информационно-аналитическая международная армянская газета Ноев Ковчег
  • Российское образование
  • Фонд Горчакова